Инновации в сфере высшего образования

Л.М. Токарчук (Зилковская)
Л.М. Токарчук (Зилковская)

Уважаемые друзья! Рада приветствовать вас!

Прежде всего, несколько слов относительно идеи создания данной страницы.

В 2014 году я принимала участие в проекте, который был организован факультетом «Свободных искусств и наук» Варшавского университета, при поддержке Министерства образования и науки Украины и Союза ректоров Украины, «Международного фонда исследований образовательной политики» (Украина). В качестве спонсора проекта выступило Министерство науки и высшего образования Республики Польша. Целью проекта была подготовка академических лидеров, которые имеют желание и способны внедрять инновационные подходы в управление высшей школой и ориентированы на имплементацию в украинских университетах новейших образовательных технологий.

Лично для меня данный проект стал определенным толчком к  углубленному изучению вопросов, связанных с реформированием высшей школы в Украине.

В общем, «то, что происходит с образованием в Украине, трудно назвать реформами, поскольку нет целостного видения модели, к которой должны привести изменения. Тем временем системные изменения крайне необходимы», — считает президент Международного фонда исследований образовательной политики, а в прошлом заместитель министра образования и науки Украины (в 2009-2010 годы), гостевой профессор Варшавского университета Тарас Фиников.

Безусловно, со времен независимости в украинской высшей школе наблюдаются позитивные изменения (внедрили ряд элементов Болонской системы, касающихся оценивания знаний и организации учебного процесса; стали более открытыми для организации студенческой мобильности; стали больше думать о качестве знаний), но данные изменения недостаточны, а современные вызовы относительно высшего образования требуют незамедлительного решения.

Настоящее в Украине характеризуется катастрофическим увеличением:

  1. объема новых знаний. Очень быстро меняются и отмирают профессии и квалификации. И рассчитывать на то, что человек может, как тридцать, сорок или пятьдесят лет назад, получив в молодости специальность, быть ее носителем всю жизнь, все же не приходится. Поэтому образовательная система должна овладеть методиками, позволяющими человеку постоянно получать новые знания, обогащать свою квалификацию новыми элементами, изменять конфигурацию своей компетентности;
  2. доступа к информации. Когда появился Интернет, наша система образования этого даже не учла. Она не учла того, что больше нет такого вида дефицита. Поэтому до сих пор обучение у нас построено на том, чтобы передать информацию. Передать даже не знания, а «куски» мыслей, которые подаются как факты;
  3. мобильности студентов — свыше тридцати тысяч украинцев получают образование за пределами Украины (это только официальная статистика)… Действительно, каждая страна стремится вовлечь в свою хозяйственную, интеллектуальную, социальную жизнь как можно больше талантливых и способных людей. Но в этом может быть польза и для Украины. Мы получим поколение людей с прекрасной подготовкой. И здесь возникает потребность в определенной государственной политике, направленной на возвращение таких людей в Украину. Хочется надеяться, что так и будет. (Поэтому на данной странице будет систематически размещаться информация относительно обучения, стажировки и участия в различного рода стипендиальных программах за границей, как для студентов, так и для преподавателей).

Как показывает опыт, случайные инновации существенно не влияют на всю систему высшего образования Украины. Поэтому, у многих неравнодушных работников образования, возникает ряд вопросов: Какие факторы способны привести к успешным и всеохватывающим инновациям в университетской среде? Как можно получить поддержку для своих инноваций? Почему утрачивается эта поддержка? Какая роль принадлежит партнерству в содействии новым моделям и лучшим практикам обучения? Что именно генерирует хорошие практики инноваций и обеспечивает принятие их как элемента академической культуры в высших учебных заведениях?

Хотелось бы, чтобы эта страница стала интересной тем, кто стремится к новому, более совершенному и прогрессивному – лидерам в образовании, частью механизма распространения, сотрудничества и обмена эффективной практикой лидерского потенциала в университетском сообществе. Общими усилиями надеемся найти пути для решения насущного вопроса – как мы наилучшим образом  можем подготовить студентов к будущему, которое постоянно меняется? Предлагаются для обсуждения следующие темы: инновации в высшей школе, технологии для обучения, изменения в образовательных коммуникациях.

Безусловно, сложно реформировать образование. С одной стороны, мы понимаем нашу неконкурентность в мире, понимаем, что где-то недорабатываем, при этом не предъявляем себе высоких требований. Но мы не можем от кого-то требовать измениться, не меняясь самостоятельно.

Может начнем вместе?

С уважением,
Л.М. Токарчук (Зилковская)