Научно-практический семинар, посвященный судебной реформе в Украине

Третьего октября 2016 года на кафедре гражданско-правовых дисциплин Одесского национального университета имени И. И. Мечникова состоялся научно-практический семинар, посвященный  судебной реформе в Украине.

Перед началом семинара. На переднем плане – А. В. Левенец. Фото © И. С. Канзафарова
Перед началом семинара. На переднем плане – А. В. Левенец.
Фото © И. С. Канзафарова

В семинаре приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры гражданско-правовых дисциплин, студенты 5 курса дневной формы обучения специальности «Правоведение» экономико-правового факультета ОНУ имени И. И. Мечникова, а также, по приглашению кафедры, – специалист в сфере конституционного права, старший преподаватель кафедры конституционного права и правосудия экономико-правового факультета ОНУ имени И. И. Мечникова А. В. Левенец.

С докладами выступили: старший преподаватель кафедры конституционного права и правосудия А. В. Левенец, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Л. М. Токарчук и старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин И. А. Голоденко.

А. В. Левенец – во время выступления с докладом. Фото © И. С. Канзафарова
А. В. Левенец – во время выступления с докладом. Фото © И. С. Канзафарова

В дискуссии приняли активное участие: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, декан экономико-правового факультета ОНУ имени И. И. Мечникова В. И. Труба; доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин В. Н. Масин; старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин  Ю. А. Пилипенко, студент магистратуры специальности «Правоведение» Д. А. Елиферов и др.

Участники семинара. Фото © И. С. Канзафарова
Участники семинара. Фото © И. С. Канзафарова

Тезисы доклада А. В. Левенец

Законом Украины о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия), принятым Верховной Радой Украины 2 июня 2016 года и вступившим в силу 30 сентября 2016 года, вносятся изменения как в организационную, так и в функциональную составляющие деятельности судебной власти. Изменения коснулись не только самой судебной системы и статуса судей в Украине, но также еще таких правоохранительных органов, как прокуратура и адвокатура, а также полномочий Президента и Верховной Рады Украины – в отношении судоустройства и статуса судей.

Изменению подверглись:

– наряду с положением  о том, что юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение, законом может быть предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (ст. 124);

– принцип участия народа в осуществлении правосудия – ликвидируется институт народных заседателей, остается институт присяжных (ст. 124); 

Участники семинара. Фото © И. С. Канзафарова
Участники семинара. Фото © И. С. Канзафарова

– предусмотрена возможность признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом (ст. 124);

  порядок образования, реорганизации и ликвидации судов  – суды в Украине создаются, реорганизуются и ликвидируются только законом, проект которого на рассмотрение парламента вносит Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия (ст. 125);

  квалификационные требования к лицу, которое может быть назначено на должность судьи – повышается минимальный возраст (с 25 до 30 лет), а также профессиональный стаж (с 3 до 5 лет). При этом исключается такое требование к кандидату на должность судьи, как проживание в Украине не менее 10 лет (ст. 127);

В. И. Труба – во время выступления на семинаре. Фото © И. С. Канзафарова
В. И. Труба – во время выступления на семинаре. Фото © И. С. Канзафарова

– процедура назначения судей на должность – назначение судей  осуществляется Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия на бессрочной основе, причем назначение судьи может  осуществляться только на конкурсной основе, кроме случаев, предусмотренных в законе (ст. 128);

  расширен перечень оснований для увольнения судьи: кроме существующих ранее (несовместимость деятельности, отставка, состояние здоровья), предусмотрены также: совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, которое несовместимо со статусом судьи; несогласие судьи на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность; а также нарушение обязанности подтвердить законность источников происхождения имущества (ст. 126);

Ю. А. Пилипенко (стоит) – во время выступления на семинаре. Фото © И. С. Канзафарова
Ю. А. Пилипенко (стоит) – во время выступления на семинаре.
Фото © И. С. Канзафарова

  взамен Высшего совета юстиции предусмотрено создание Высшего совета правосудия как органа, обладающего рядом полномочий, связанных  с назначением судей на должность, увольнением судей, принятием решений о несовместимости деятельности судьи, переводом судей в другой суд, рассмотрением жалоб о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, дача согласия на задержание судей или их арест (ст. 131);

  состав и способ формирования Высшего совета правосудия  – он состоит из 21 члена, из которых: 10 – выбирает съезд судей Украины; 2 – назначает Президент Украины; 2 – выбирает Верховная Рада Украины; 2 – выбирает съезд адвокатов Украины; 2 – выбирает всеукраинская конференция прокуроров; 2 – выбирает съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений;    Председатель Верховного Суда входит в состав ВСП по должности (ст. 131);

– усиливаются некоторые общие принципы правосудия: в перечень конституционных принципов правосудия  внесен принцип разумных сроков рассмотрения дела (ст. 129), закреплен судебный контроль за исполнением судебных решений (ст. 1291), установлен особый порядок финансирования судебной системы (ст. 130), определена роль судейского самоуправления в защите интересов судебной власти (ст. 1301);

функции прокуратуры Украины ограничены поддержанием государственного обвинения в суде, процессуальным руководством досудебным расследованием, надзором за негласными и другими следственными действиями, а также представительством интересов государства в суде в исключительных случаях (ликвидируется функция «общего надзора» – за соблюдениям прав и свобод человека) (ст. 1311);

– устанавливается, что юридическая помощь  носит профессиональный характер  – защита от уголовного обвинения и представительство в суде могут осуществлять исключительно адвокаты. При этом в законе могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена (ст. 1312).

В. Н. Масин – во время семинара. Фото © И. С. Канзафарова
В. Н. Масин – во время семинара. Фото © И. С. Канзафарова

Изменения в сфере конституционного правосудия:

  Конституционный Суд Украины лишается полномочий давать официальное толкование законов Украины (ст. 147);

– изменяются требования к лицу, которое может быть судьей Конституционного Суда Украины – увеличивается минимальный стаж (с 10 до 15 лет), необходимы также высокие моральные качества личности и ее статус как юриста с признанным авторитетом, при этом отменяется такое требование,  как необходимость проживания в Украине в течение последних 20 лет (ст. 148);

– введен институт конституционной жалобы – лицо, которое считает, что примененный в конечном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины, может обратиться в Конституционный Суд Украины относительно его конституционности. Главным условием принятия жалобы есть использование всей национальной системы юридической защиты (ст. 1511). 

Автор: А. В. Левенец


Презентация доклада Л. М. Токарчук

«Структура судебной системы Украины по Закону «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 года

Л. М. Токарчук – во время выступления с докладом. Фото © И. С. Канзафарова
Л. М. Токарчук – во время выступления с докладом. Фото © И. С. Канзафарова

Автор:   Л. М. Токарчук

Примечание: Инфографика подготовлена Советом по вопросам судебной реформы (подается на языке оригинала).

Источник: http://pravo.ua/news.php?id=0056385


О правовом статусе судьи в Законе Украины

«О судоустройстве и статусе судей Украины» от 02.06.2016 г.: 
тезисы доклада И. А. Голоденко

И. А. Голоденко – во время выступления на семинаре. Фото © И. С. Канзафарова
И. А. Голоденко – во время выступления на семинаре.
Фото © И. С. Канзафарова

На должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, который компетентен, порядочен и владеет государственным языком.

Предусмотрена специальная подготовка кандидата на должность судьи, которая включает в себя теоретическую и практическую подготовку в Национальной школе судей Украины. Судья проходит подготовку в указанной школе не менее чем один раз в три года.

Закон  отменяет пятилетний срок назначения судьи и  предусматривает занятие должностей судьями только бессрочно.

Подбор и назначение на должность судьи включает, в частности, проведение Высшей квалификационной комиссией судей Украины конкурса на замещение вакантной должности судьи на основе рейтинга кандидатов, принявших участие в таком конкурсе, и внесения рекомендации Высшему совету правосудия в отношении назначения кандидата на должность судьи. Представление о назначении на должность судьи подает Высший совет правосудия  Президенту Украины.

Судья является неприкосновенным. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судье может быть сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления только Генеральным прокурором или его заместителем. Судья может быть временно отстранен от правосудия на срок не более двух месяцев в связи с привлечением к уголовной ответственности на основании мотивированного ходатайства Генерального прокурора или его заместителя в порядке, установленном законом. Решение о временном отстранении судьи от правосудия принимается Высшим советом правосудия.

После семинара (слева направо): И. А. Голоденко, А. В. Левенец, В. И. Труба, Л. М. Токарчук. Фото © И. С. Канзафарова
После семинара (слева направо): И. А. Голоденко, А. В. Левенец, В. И. Труба, Л. М. Токарчук. Фото © И. С. Канзафарова

Кроме того, Законом предусматривается проведение мониторинга образа жизни судьи, а также предоставления им ежегодно до 1 февраля декларации порядочности и декларации родственных связей. Мониторинг образа жизни судьи может быть проведен по требованию Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшего совета правосудия и в других случаях, определенных законом. Информация, полученная по результатам мониторинга образа жизни судьи, включается в судейское досье. Судья обязан ежегодно до 1 февраля подавать Декларацию добропорядочности судьи, которая открыта для общего доступа путем обнародования на официальном веб-сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Также Законом предусмотрено создание Общественного совета добропорядочности, который создается с целью содействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и порядочности для целей квалификационного оценивания.

Общественный совет добропорядочности состоит из двадцати членов. Членами Общественного совета добропорядочности могут быть представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты, журналисты, которые являются признанными специалистами в сфере своей профессиональной деятельности, имеют высокую профессиональную репутацию и отвечают критерию политической нейтральности и добропорядочности.

Автор: И. А. Голоденко